Первый этап вхождения ребенка во взрослую жизнь – это, конечно же, детский сад. Прежде всего, каждый родитель должен быть уверен, что его ребенку нужно ходить в детский сад.
Чтобы малыш легко и безболезненно вошел в жизнь детского коллектива, готовить его к этому событию следует заранее.
Сначала поговорим о том, в какое время отправлять малыша в садик. Наиболее благоприятное время – это осень. Скажу почему: во-первых, после лета малыш набрался сил, его организм стал более крепким, и адаптация пройдет легче. Во-вторых, многие сады на лето закрывают или Вы сами захотите сделать ребенку летние каникулы, и адаптация у ребенка получится с перерывом, а это для него лишний стресс. Ну и, в –третьих, за лето перед походом ребенка в детский сад у Вас будет возможность окончательно его подготовить к этому нелегкому для него делу.
Давайте же рассмотрим основные этапы подготовки ребенка к детскому саду.
1.Прежде всего расскажите ребенку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему вы хотите, чтобы малыш пошел в детский сад. Если выбранный вами детский сад находится недалеко от вашего дома, то постарайтесь почаще гулять возле него. Обращайте внимание малыша на детей, играющих на территории детского сада. Гуляя во дворе или на улице, вы будете видеть других малышей, которые возвращаются с родителями из детского сада.
2.Детский сад – это здорово!
Когда проходите мимо сада, с радостью напоминайте ребенку о том, как ему повезло – осенью он сможет сюда ходить. Рассказывайте родным и знакомым в присутствии малыша о своей удаче, говорите, что гордитесь своим ребенком, ведь его приняли в детский сад. И через некоторое время ваш ребенок будет сам с гордостью говорить окружающим о том, что что скоро он пойдет в детский сад.
3.Приучайте к расставанию.
Приучайте ребенка постепенно к вашему длительному отсутствию. Всегда говорите малышу, когда именно вы вернетесь. Например, после того как ребенок поспит и поест. Так ребенку будет легче вас ждать. Обязательно выполняйте данное обещание. Таким образом, малыш будет понимать, что ваше временное отсутствие – вовсе не катастрофа, и что вы всегда вернетесь за ним. Не затягивайте сцены прощания. Большинство детских слез и капризов – не более чем "шоу для мамы". Как только мама уходит, ребенок успокаивается и идет играть с другими детьми.
4.Режим дня как в детском саду
Заранее приучите придерживаться режима дня, похожего на тот, что будет в садике. Постепенно, например в течение лета, подстраивайте режим дня ребенка к режиму дня в детском саду, особенно если это касается раннего вставания – не позднее восьми часов утра. После обеда ваш малыш должен спать не менее одного часа или хотя бы полежать с книгой или с игрушкой. Отойти ко сну следует не позднее 21 часа.
Готовьте ребенку еду как в детском саду. Процесс адаптации к садику требует больших затрат психических и физических сил. И если ребенок будет сыт, то процесс привыкания у него пройдет намного легче. А если ребенок будет есть привычные и любимые блюда, его настроение будет повышенным и он охотнее будет воспринимать все "тяготы детсадовской жизни".
5.Развивайте самостоятельность
Если ребенок будет уметь одеваться, принимать пищу и ходить на горшок сам, то ему будет намного проще. Малыш должен уметь самостоятельно мыть руки с мылом и сморкаться в носовой платок. Необходимо отрегулировать опорожнение кишечника у ребенка, желательно в утренние часы и в домашних условиях, иначе эта проблема может стать причиной комплексов у вашего малыша, постарайтесь научить ребенка пользоваться туалетной бумагой.
Ребенок в два – два с половиной года должен уметь сам снять с себя одежду и обувь, надеть футболку, трусы, колготы, носки, кофту, свитер, тапки, шапку, сапоги, перчатки, застегнуть и расстегнуть молнию на куртке
Позаботьтесь об одежде для малыша, она должна быть удобной, легко сниматься и одеваться. Настройте его на то, что если он немного запачкается, ничего страшного не случиться, чтобы у ребенка не возникало страха испачкать одежду. Позаботьтесь о запасной одежде для малыша.
6.Общайтесь в коллективе
Полезно начиная с годика водить ребенка на развивающие занятия в группу из 3-5 человек, чтобы ребенок понял, что такое коллектив. Ходите на площадку, пусть ребенок играет с другими детьми. Можно иногда водить ребенка в игровые комнаты в торговых центрах: там есть няня, которая может поддержать, если что-то нужно. Ребенок должен уметь обратиться за помощью.
7. Перед поступлением в сад надо постараться расширить круг знакомых ребенка, активно вовлекать его в игры с другими детьми, знакомить с незнакомыми ему людьми, чтобы он не боялся незнакомых взрослых. Сейчас во многих садах работают так называемые группы "Карапуз" – это подготовительные группы для детей, еще не посещающих детский сад. Дети туда ходят на 1-2 часа вместе с мамой, они знакомятся с детским садом, его занятиями, воспитателями. Обязательно запишите ребенка в такую группу, это поможет ему в дальнейшем легче перенести адаптацию. Идеально, если такая группа будет в том же саду, в который пойдет Ваш ребенок.
8.Постарайтесь устранить у ребенка вредные привычки: укачивание перед сном, пользование пустышкой или бутылочкой с соской, сон и прогулка в памперсе.
Вот, пожалуй, и все основные этапы подготовки ребенка к детскому саду, это то, что нужно сделать для Вашего ребенка заранее: за несколько месяцев, за месяц до поступления в детский сад. Есть еще некоторые моменты, которые мне хотелось бы отметить. Это поведение родителей во время поступления малыша в садик.
Во-первых, Вам надо самим настроиться на адаптацию ребенка, это нелегкий труд. Ребенку как никогда будет нужна Ваша любовь и поддержка, понимание и сочувствие. Наблюдайте за ребенком особенно внимательно, не перегружайте его эмоциональным общением, музыкой, возбуждающими играми. Будьте терпеливы с ним. Больше разговаривайте, пусть ребенок чувствует, что Вы активно участвуете в его жизни. Во-вторых, в выходные дни обязательно придерживайтесь режима, близкого к режиму детского сада. Позаботьтесь о том, чтобы сон ребенка был полноценным и спокойным.
Отсутствие специальной подготовки ребенка к посещению детского учреждения может вызвать нежелательные нервные срывы, заболевания. Чтобы этого не произошло, постарайтесь учесть и выполнить эти советы. Помните, что в раннем детстве закладывается основа здоровья на всю последующую жизнь.
http//www/znaikak/ru/kdetsadugotov/html
ХАРАКТЕРИСТИКА СТЕПЕНИ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К УСЛОВИЯМ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Тяжелая степень адаптации – дети, которые реагируют на перемену обстановки нервным срывом, к этому еще прибавляются и простудные заболевания. Это наиболее неблагоприятный вариант.
Поведение ребенка:
Контакт с ребенком удается установить только через родителей (В худшем случае с ребенком вообще не удается установить контакт). Малыш переходит от одной игрушки к другой, ни на чем, не задерживаясь, не может развернуть игровых действий, выглядит встревоженным, замкнутым. Замечание или похвала воспитателя оставляют ребенка либо безучастным, либо он пугается и ищет поддержку у родителей. Очень часто родители находятся в слиянии с ребенком, сомневаются в том, что он сможет освоиться в детском саду. Но постепенно все может уладиться, и это во многом зависит от обстановки дома.
Запомните, что ребенку с тяжелой адаптацией, помимо вас и воспитателей, поможет только педиатр или узкий специалист!
Средняя степень адаптации – в эту группу попадают дети без нервных расстройств – они в детском саду "всего лишь" начинают часто болеть. Еще бы, происходит "обмен" всевозможными инфекциями. подобную "прививку" могут выдержать далеко не все дети – у многих начинаются ОРЗ и прочие неприятности. При этом типе адаптации заболеваемость ребенка может снизить врач. Чем раньше он назначит корригирующие мероприятия ребенку, тем меньше вероятность, что малыш ваш заболеет, а значит, адаптация его приблизится к благоприятной. И это, в свою очередь, поможет адаптироваться вашему ребенку и в дальнейшем, когда он переступит порог школы.
Поведение ребенка:
Ребенок вступает в контакт, наблюдая за привлекательными действиями воспитателя, либо через включение телесных ощущений. Напряженность первых минут постепенно спадает, ребенок может вступать в контакт по своей инициативе, может развернуть игровые действия. На замечания и поощрения реагирует адекватно, может нарушать установленные правила и нормы поведения (социальное экспериментирование).
При этом типе адаптации ребенок в среднем адаптируется к новому организованному коллективу больше месяца и иногда во время адаптации заболевает. Причем, как правило, болезнь протекает без каких-то осложнений, что может служить главным признаком отличия указанного типа адаптации от неблагоприятного варианта.
Легкая адаптация – наконец, почти половина детей составляет самую благополучную группу – они посещают садик без особых потерь, более или менее с желанием. Обычно период адаптации составляет 3-4 недели. С таким ребенком почти нет хлопот, и изменения, которые видны вам в его поведении, обычно кратковременны и незначительны, поэтому ребенок не болеет.
Поведение ребенка:
Ребенок спокойно входит в группу, внимательно осматривается, прежде чем остановить свое внимание на чем-либо. Он смотрит в глаза незнакомому взрослому, когда тот к нему обращается. Ребенок вступает в контакт по своей инициативе, может попросить о помощи. Умеет занять себя сам, использует в игре предметы-заменители, например, понарошку кормит куклу, настроение бодрое или спокойное, пантомимика выразительная, эмоции легко распознаются. Ребенок придерживается установленных правил поведения, адекватно реагирует на замечание и одобрение, корректируя после них своё поведение. Он умеет играть рядом с другими детьми, доброжелателен к ним. Полярным типом для тяжелой адаптации, является тип легкой адаптации ребенка, когда малыш ваш адаптируется к новой обстановке обычно несколько недель, чаще всего-полмесяца.
Каждый ребенок привыкает к жизни в детском саду по-своему. Одному ребенку на адаптацию потребуется всего неделя, а другому – целый месяц. Продолжительность привыкания зависит от многих факторов. Надо учитывать темперамент малыша, его состояние здоровья, какова обстановка в семье и даже то, насколько готовы к этому важному этапу сами родители. Некоторые дети в первые дни проявляют нешуточную агрессию: царапаются, кусаются, бросаются на пол, с яростью швыряют предлагаемые игрушки. Иногда бывает все наоборот: малыш после расставания с мамой замыкается в себе и, находясь в крайнем напряжении, еле сдерживает рыдания; сидит, уткнувшись в одну точку, не притрагиваясь ни к игрушкам, ни к еде. Так что родители должны быть готовы ко всему.
Чтобы более детально и как можно объективнее судить об этом этапе, психологами был специально разработан ряд необходимых показателей, достаточно информативно характеризующих особенности поведения и проявление эмоций у ребенка, адаптирующегося к новому организационному коллективу, и эмоциональный портрет ребенка, впервые поступившего в обычный детский сад.
раскрыть » / « свернуть